Херсону мало одного нефтетерминала

Андрей Старостин, 21/04/03 http://www.dsnews.com.ua

     Экспансия российского капитала на отечественный нефтяной рынок продолжает менять сложившийся годами рынок портовых услуг. Вслед за заявлениями о привлечении российской компании к строительству новой нефтегавани лДонузлав╗ в Крыму еще один тамошний инвестор решил возродить перевалку через Херсон.

     В марте во время встречи главы российской лГруппы Альянс╗ Мусы Бажаева и председателя Херсонской областной администрации Анатолия Юрченко стороны обсудили возможность строительства в порту нового нефтеперевалочного комплекса. До этой встречи будущее украинской отрасли портовой перевалки нефти и нефтепродуктов зависело исключительно от перспектив развития нефтяных гаваней Одессы, Феодосии, Севастополя и Рени, которые ежегодно концентрируют в своих руках отшвартовку танкеров с более чем 22 млн т нефти на борту. Когда осенью 2002 г. сменился собственник крупнейшей нефтегавани Украины Ч Одесской, наиболее перспективными предприятиями отрасли стали Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами (ФПОНП) и Керченский морской порт, второй год к ряду увеличивающие перевалку более чем на 35Ц40%.

     Херсон, обладая технически сложным и далеко не новым нефтетерминалом, невзирая на близость крупного НПЗ, стоял в стороне от бурных процессов, происходивших в отрасли. Единственным его нефтеперевалочным предприятием является старый морской терминал (1935 г. постройки) ОАО лХерсоннефтепродукт╗, расположенный на Карантинном острове к югу от Херсонского морского порта. Два его речных причала способны принимать нефтеналивные баржи водоизмещением 1 тыс. т, два морских причала рассчитаны на прием морских танкеров водоизмещением 5Ц8 тыс. т. Комплекс обладает автомобильной эстакадой, парком из 30-кубовых бензовозов и достаточно крупным для региона резервуарным парком (объем хранения Ч 75 тыс. т нефтепродуктов).

В лучшие для предприятия 90-е гг. все вышеозначенное позволяло переваливать в год до 0,8 млн т нефтяных грузов, в том числе нефтепродуктов с ОАО лХерсоннефтепереработка╗ (Херсонский НПЗ) и сырой нефти, поступавшей по херсонской ветке трубопровода МичуринскЦКременчугЦСнегиревкаЦОдесса. В конце 90-х гг. начался развал системы предприятий лУкрнефтепродукта╗, который негативно сказался на работе Херсонского нефтетерминала. Для проводки через пойму Ольхового Днепра морских танкеров указанного выше водоизмещения необходимо было регулярно расчищать ведущий к терминалу навигационный канал и постоянно поддерживать его семиметровую глубину.

     Нефтекомпаний, готовых взять на себя расходы по возвращению терминалу былой мощности, в Украине практически не было. Не составила исключения и российская лГруппа Альянс╗, которая в 2000 г. получила от казахстанской госкомпании лКазМунайгаз╗ право управления лХерсоннефтепереработкой╗.

     Торговые компании лАльянса╗ имели давний опыт работы по организации экспорта нефти и нефтепродуктов через другие украинские нефтегавани Ч основной объем танкерных партий сырой нефти направлялся через нефтегавань Одесского порта, нефтепродукты шли через арендованный у Госкомрыбфлота Украины терминал лКамышовая бухта╗. Расходы на реконструкцию этого терминала и удвоение его мощностей (с 1,5 млн т в год до 3 млн т) были почти равны инвестициям, необходимым для поддержания одномиллионного Херсонского терминала в лпросто╗ рабочем состоянии. Разница в экономической привлекательности двух терминалов привела к тому, что лГруппа Альянс╗ в начале 2002 г. окончательно решила ориентироваться на Севастополь.

     Однако, кроме сугубо коммерческих причин, у такого выбора были и глубоко корпоративные корни. В отличие от лКамышовой бухты╗, арендованной непосредственно лГруппой Альянс╗ (родственной ей лЛиа Ойл╗), Херсонский терминал никак не относился к сфере влияния российских инвесторов. Он контролировался отечественным капиталом Ч нефтекомпанией лИнфокс╗, которая совместно с АХК лУкрнефтепродукт╗ владеет большинством акций лХерсоннефтепродукта╗ и до приватизации Херсонского НПЗ числилась в ряду его крупнейших поставщиков. Контролируя десятки АЗС, расположенных в Херсонской области, украинские хозяева терминала закономерно хотели сохранить за собой достойную роль в ряду партнеров завода. И, вероятно, при обсуждении планов развития терминала подразумевали нечто большее, чем просто его загрузку. Российские же инвесторы, развивая розничную сеть сбыта НПЗ, аппетитно поглядывали не столько на терминал, сколько на АЗС лХерсоннефтепродукта╗.

     Так или иначе, но на протяжении более чем трех лет, миновавших после прихода на завод иностранных акционеров, диалог между владельцами НПЗ и терминала так и не получился. Морской канал к Карантинному острову регулярно заиливался. Это превращало его в заурядный баржевый причал, выталкивая предприятие с перспективного рынка перевалки на сложный и тесный украинский рынок бункеровки судов дизтопливом и мазутом. После того как терминал перешел на мелкооптовую торговлю и бункеровку, лИнфокс╗ решил передать его в аренду оффшорной компании West Group. При этом слабая загрузка терминала выглядела парадоксом на фоне стоящего рядом Херсонского НПЗ, который, являясь единственным в Украине производителем флотского мазута для судовых котлов, явно не замечал перспектив партнерства с терминалом.

     Ситуация с простоем большинства мощностей терминала начала меняться в 2001Ц2002 гг., когда лГруппа Альянс╗ закрепилась в статусе собственника 44% акций АХК лУкрнефтепродукт╗. Превратившись в косвенного совладельца лХерсоннефтепродукта╗, инвесторы позабыли о своей ориентации на использование Севастопольского терминала и начали обсуждать с Херсонской обладминистрацией степень необходимости и варианты строительства нового терминала в Херсоне.

повернутися до розділу

повернутися до головної сторінки

 

Інтернет-видання УПолітична ХерсонщинаФ

Інформаційний проект

Херсонської обласної організації

Комітету виборців України

cvu_kherson@mail.ru

 

Hosted by uCoz